Васко да Гама, нависающий на рекой Тахо (другое ее название — Тежу) — самый длинный мост Европы. Общая его длина составляет 17,2 километра, куда входят 4,8 км подъездных дорог, 11,5-километровый виадук и 0,829 км основного моста. Он был создан для того, что бы связать автомобильные дороги, идущие из Лиссабона и уменьшить напряжённость движения на втором мосту Лиссабона, который называется «25 апреля».
История постройки этого шедевра весьма интересная. Дело в том, что хотя строительством управлял один независимый консорциум, сам проект был разбит на несколько частей, каждая из которых строилась разными подрядчиками. Всего на постройку моста ушло 36 месяцев, 18 из которых заняли подготовительные работы. Количество человек, работавших над проектом — порядка 3300.
Изначально при проектировке конструкция постройки была рассчитана на эксплуатацию в течении более, чем 120 лет. Кроме того, она должна выдерживать землетрясения, силой более девяти баллов, а также ветер, скорость которого может достигать 250 км в час. Для этого в самых потенциально опасных местах были вкопаны сваи на глубину 95 метров ниже уровня моря, диаметр каждой из которых составляет 2,2 метра. Также при проектировке было важно учесть шарообразность планеты, ведь если бы произошла даже самая простая ошибка, то высота моста с одного конца по сравнению с другим могла бы составить не менее 80 сантиметров. Интересно, что проектировщики изначально позаботились и о животном мире: для этого мост старались строить как можно выше, что бы под ним оставалась естественная среда для обитания животных, а освещение создавалось таким образом, что бы свет от ламп не попадал в воду и не мешал речным жителям.
Движение было открыто 29 марта 1998-го, в том же самом году, когда отмечалось 500-летие со дня открытия морского пути из Европы в Индию Васко да Гама.
Строительство производилось по больше части на деньги частных инвесторов, которые получили право собирать денежную плату за проезд на срок в 40 лет. Стоимость проезда составляет 2,25 евро за легковой автомобиль, до 10 евро за грузовой. Интересно, что плата взимается только за поездку в северном направлении (в Лиссабон).
На текущий момент на мосту организовано шестиполосное движение, максимальная скорость — 120 км в час. На одной из секций скорость ограничена 100 км в час. Если в будущем ежесуточный поток автомобилей перевалит за отметку в 52 тысячи, то будут открыты две дополнительные резервные полосы.