X-43A, беспилотник производства США, является самым быстрым самолетом в мире, ведь его максимальная скорость составляет просто невообразимые 11230 км/ч, что практически в 10 раз выше скорости звука!
X-43A отличается крайне небольшими габаритами — так, его длина составляет 3,6 метра, что сопоставимо с небольшой малолитражкой, а размах крыльев и того меньше — всего-то 1,5 метра. В качестве силового агрегата используется экспериментальный прямоточный двигатель сверхзвукового горения, в качестве топлива который использует смесь из кислорода и водорода. Интересно, что аппарату не требуется дополнительная емкость для кислорода — он берется на высоте прямо из окружающей атмосферы, что значительно сэкономило пространство и понизило вес X-43A. Интересен и выхлоп — он абсолютно безвреден, поскольку представляет из себя самый обычный водяной пар.
Проектированием и созданием беспилотника занимались специалисты таких компаний, как Orbital Sciences Corporation, MicroCraft Inc и даже NASA. Всего на проект было затрачено порядка 250 миллионов долларов, а его постройка длилась около 10 лет (вместе со всеми исследованиями). Кстати, не так давно аппарат попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый самолет на планете.
Далее в нашем списке находится X-15 — это экспериментальный самолёт-ракетоплан производства США, который оснащен ракетными двигателями. В настоящее время является единственным в мире летательным аппаратом, который совершал cуборбитальные пилотируемые космические полёты. Эта модель была создана исключительно для экспериментов и сбора данных. Что интересно, разработка аппарата началась после Второй Мировой, а эксплуатировали ее на протяжении 11 лет — с 1959 по 1970 год.
Между тем, в небо X-15 поднимался при помощи бомбардировщика «Б-52», у которого он подвешивался под крылом, а отцепка происходила на высоте 15 км. Всего было совершено 199 таких полетов. В 1962 году Роберт Уайт поднялся на X-15 на высоту более 95 километров!
Lockheed SR-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик Военно-Воздушных Сил США. Максимальная скорость составляет примерно 3700 км/ч. Его эксплуатировали в период с 1964 по 1998 год, однако затем правительство Америки отказалось от использования SR-71.
Одной из главных проблем при проектировании самолета являлся высокий нагрев корпуса при определенных скоростях, поэтому конструкторы решили сделать большую часть корпуса из титанового сплава. Кроме того, его решено было окрасить в темно-синюю краску, которая не только делает аппарат незаметным на фоне ночного неба, но и способствует радиолокационному отражению.
В качестве силового агрегата используется турбопрямоточный двигатель с осевым компрессором модели Pratt & Whitney J58-P4, тяга которого на форсаже достигает 2 x 14460 кгс. Его вес составляет 3200 кг. Находится он в передней части корпуса.
Поскольку аппарат может подниматься очень высоко, то экипаж обязан использовать кислородные маски и специальные летные костюмы. Правда, маски не могут помочь в том случае, если аппарат поднялся на высоту 13 тысяч метров и выше — проку от них нет. К тому же на высокой скорости SR-71 нагревался до 230°C. В связи с этим решено было разработать специальные скафандры, которые впоследствии были применены при полете космического Шаттла. В кабине, кстати, находился кондиционер для лучшее охлаждения пилотов.
Стоит также отметить, что в самолете была установлена астронавигационная система, которая обладала гораздо большей точностью, нежели инерциальные навигационные системы, которые можно было встретить на других летательных аппаратах этого класса. И хотя система отличалась гораздо большей точностью, ее приходилось часами настраивать перед полетом.
Также этот Lockheed стал первым воздушным судном, на котором была применена технология по по снижению радиолокационной заметности. Несмотря на все меры, принятые американскими разработчиками, SR-71 позволял себя легко обнаружить — этому способствовал огромный поток разогретых выхлопных газов.
Самолет использовался в первую очередь для разведывательных целей. Так, он не раз нарушал воздушное пространство СССР, Вьетнама, Северной Кореи, Кубы, Египта, Сирии и так далее. Одно время на нем испытывали новые аэродинамические технологии для НАСА.
МиГ-25 относится к классу сверхзвуковых высотных истребителей-перехватчиков. О создании такого самолета в нашем правительстве начали помышлять еще в конце 50-ых годов прошлого столетия — необходимо было создать такую модель, которая могла бы отражать атаки бомбардировщика B-58 с американской стороны. Его фото — чуть выше.
Опытная модель была создана к 1963 году, чуть позже начались полноценные испытания. Истребитель получился отменным — лишь в процессе испытаний было установлено несколько новых мировых рекордов. Работы по доводке длились достаточно долго и серийная версия МиГ-25 увидела свет только в 1970 году.
С этим самолетом связана одна очень необычная история — в 1976 году летчик ВВС СССР Виктор Беленко угнал МиГ-25 в японский город Хакодате. Сразу после этого появился новый указ, согласно которому заправлять самолеты можно было только таким образом, что бы им не хватало топлива для того, что бы добраться до ближайшего иностранного аэродрома. Впрочем, позже этот указ был упразднен.
Миг-31 представляет из себя двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик, созданный для перехвата и уничтожения воздушных целей на любой высоте и в любое время дня и ночи.
Его разработка началась в 1968 году под руководством А. А. Чумаченко. Затем работой начал заниматься Г. Е. Лозино-Лозинский, а после того, как последний стал разрабатывать «Буран», вся работа перешла в руки К.К. Васильченко. Первый пробный полет был совершен в 1975-ом, однако полноценные испытания прошли лишь в 1981 году. Тогда же истребитель был принят на вооружение и началось его производство.
В качестве двигателя используется двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель Д-30Ф6, произведенный предприятием ОАО «Пермские моторы». Его тяга на форсаже составляет 2 ? 15 500 кгс. Масса силового агрегата — 2416 кг. Средняя дальность полета составляет порядка трех тысяч километров, однако она может изрядно разниться. К примеру, с ракетами дальность полета значительно уменьшает, а без оных — повышается.
В качестве основной системы управления вооружением используется импульсно–доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», которая была разработана НИИ Приборостроения. Благодаря ей летательный аппарат способен обнаруживать сразу 24 цели на расстоянии до 200 км. При этом стоит отметить, что на модернизированных моделях, коих было немало, система постоянно улучшалась. Так, на Миг-31БМ дальность обнаружения была увеличена до 320 км.
Также самолет оснащен системой автоматического управления САУ-155МП, прицельно-навигационным комплексом КН-25, системой ближней навигации «Радикал-НП», средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов и так далее.
Что касается вооружения, то Миг-31 может нести шестиствольную пушку ГШ-6-23, боекомплект которой состоит из 260 патронов, а также ракеты класса земля-воздух.
Как утверждает ВВС Российской Федерации, в настоящее время на вооружении стоят 252 таких самолета. Несколько десятков также эксплуатируется Казахстаном.
Что интересно, с данным летательным аппаратом много раз разу случались аварии и даже катастрофы. К примеру, еще в 1979 году на борту возник пожар из-за утечки топлива. Экипаж катапультировался. А вот в 1989-ом при ложном срабатывании датчика пожара левого двигателя экипаж неудачно приземлился, в результате чего погиб.
Это один из самых известных американских истребителей. Знаменит он тем, что за тридцать с лишним лет эксплуатации не был ни разу сбит противниками.
F-15 Eagle был задуман в середине 60-ых годов 20 века, первый его полет состоялся в 1972-ом. Семь лет спустя его впервые применили в бою — это произошло в Ливане. Тогда «Ф-15» сбили четыре вражеских МиГ-21. Вообще, во время Ливанской войны F-15 сбили чуть более 50 вражеских истребителей, ни разу не потерпев поражения. Интересно, что в СМИ часто фигурируют сведения об этих американских истребителях, которые были сбиты. Но при этом доказательств этому ни разу найдено не было.
За все время с начало производство было выпущено множество различных модификаций истребителя, включая двухместный учебный вариант, одноместный всепогодный и модифицированный с радаром APG-79.
Еще один «американец» — двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия. Его разработка началась в 1962 году. Контракт достался корпорациям General Dynamics и Grumman Aircraft. Изначально он был рассчитан лишь на 23 самолета, однако по данным на сегодняшний день было выпущено не менее 560 бомбардировщиков. Сейчас производство прекращено.
Первые экземпляры увидели свет в 1967 году, причем шесть из них были отправлены на базу во Вьетнаме для проведения испытаний в боевых условиях. Всего за месяц военные в боевых условиях потеряли сразу три F-111, после чего испытания решено было прекратить. Но несмотря на это, летательный аппарат отменно зарекомендовал себя при выполнении заданий при слабом освещении, а также ночью.
В последующие годы выпускались модифицированные F-111. Например, F-111C был разработан специально для ВВС Австрии. Средняя единица одной техники стоит порядка $10 миллионов долларов США.
Возвращаясь к российским самолетам, нельзя не упомянуть Су-24 — один из первых советских бомбардировщиков с крылом изменяемой стреловидности.
Первый полет Су-24 совершил в 1970 году, а пять лет спустя он был принят на вооружение СССР. Испытания длились достаточно долго и всего за это время было произведено не менее 2000 полетов. Серийное производство закончилось в 1993 году, однако бомбардировщик до сих пор состоит на вооружении в нашей стране. Что интересно, средний возраст таких Су-24 составляет около 27 лет. Первоначально правительство хотело модернизировать большую часть самолетов, однако отказалось от этого решения, так как с бомбардировщиком произошло сразу несколько катастроф. В итоге Су-24 должны списать уже к 2020 году, а их место займет новейший Су-34.
Кстати, катастрофы происходили не просто так. Дело в том, что данная модель сложна в пилотировании и справиться с ней может далеко не каждый опытный пилот. Только во время испытаний было потеряно не менее 14 экземпляров, а по данным на 1998 год всего было потеряно не менее 100 единиц данной модели летательного аппарата.
В заключении хотелось бы поведать о Ту-144 — одном из первых советских сверхзвуковых пассажирских самолетов. Он был разработан в середине 60-ых годов прошлого столетия. Авиалайнер сочетал в себе огромное количество всевозможных разработок и решений, среди которых можно вспомнить переднее горизонтальное оперение, которое можно было убирать на время полета. Кроме того, для взлета и посадки самолету требовалась куда меньшая по длине полоса, нежели для других пассажирских летательных аппаратов.
Эксплуатировалась модель недолго — всего несколько лет. Это связано с тем, что она была нерентабельна, так как стоила очень больших денег. Кроме того, стоимость билетов была куда выше, нежели на обычные рейсы, поэтому Ту-144 постоянно летали полупустыми.
А в 1973 году на показательных выступления на авиасалоне в Ле Бурже самолет разбился, причем погиб весь экипаж из шести человек. Что именно послужило причиной трагедии, не известно до сих пор — эта информация строго засекречена.
X-43A нельзя считать самолетом, потому что это, во-первых, беспилотник, а во-вторых, он не выпускался серийно. да и вообще почти не выпускался.
И что? Как же его называть? Ракетой что ли?
отец рассказывал, как летал на самолете Ту-144. говорит, что это одно из лучших событий в его жизни. правда, сам бы он никогда бы не купил полет на нем, все компания оплачивала, в которой он работал
Я сам летал в детстве и прекрасно помню тот полет. Жаль, что его не стали дальше эксплуатировать, отличный был самолет.
У вас тут не столько самолеты, сколько истребители, а они всегда летают на огромной скорости
такая скорость не нужна пассажирскому самолету, иначе из-за сильнейшего давления человек может даже умереть. поэтому максимальную скорость часто попросту ограничивают.
да, я тоже об этом читал, что американцы приверают. все может быть…
не подскажете, а есть где-нибудь музей, где можно было посмотреть на все эти самолеты в одном месте?
в яндексе посмотри. музеев много, но таких самолетов так нет конечно. есть попроще модели
мне всегда казалось, что на них летать до того страшно, что потом кирпичи приходится вытряхивать из штанов))
Я очень сомневаюсь в том, что X-43A может набирать 11 тысяч километров в час. Это кажется невероятным.
почему? на то он и беспилотник. если бы в нем был бы пилот, вряд ли бы он смог выдержать такую скорость
читаю и удивляюсь — такое ощущение, что ничего нового со времен прошлого века промышленность не производит. почему лучшие самолеты и истребители были придуманы в прошлом веке?
Глупости говорите, товарищ. Наша страна по-прежнему выпускает великолепные летательные машины. Съездите на МАКС, он в конце этого месяца будет. Очень удивитесь.
если бы вы еще написали стоимость каждого самолета, было бы вообще шикарно. но статья и так хороша!
Зачем? Что бы у всех челюсть отвисла от количества нулей в цифре?))
X-43A — само совершенство. жаль только, что не в России придумали его, а в Америке.
А чего жалеть? У нас свои разработки явно не хуже!
X-43A нельзя самолетом считать. к тому же прототип.
Разве можно преодолеть скорость звука?)
можно! это когда звуковая волна, которую мы слышим, остается позади. скорость звука равна всего 330 км/ч. а скорость света фиг знает, но если от солнца он доходит за 8 сек, это вообще много.
Скорость звука 331 м/с
интересно, каково это лететь быстрее скорости звука?
Х-43 полезна только с точки зрения науки, а до военного применения ещё куча времени пройдет.
Скорость впечатляет, а вот время полёта просто мизерное.
А самый большой минус в таких скоростях — образование плазмы на поверхности ещё никто не преодолел.
У Су-24 максимальная скорость меньше, чем 2540 км/ч. А так в основном да, правильно.